Какие игрушки предпочтительнее
Игрушка — спутник детства. Она радует малыша
привлекательной формой и содержанием, помогает развитию у него познавательной,
речевой и двигательной активности. Главное требование к игрушке —
соответствие возрасту и особенностям ребенка.
Игрушки должны быть разнообразными.
Для малышей второго-третьего года жизни подходят не вообще куклы, а
те, которые изображают детей. Ребенка надо познакомить с именем куклы, которое
указывается на упаковке, а если она безымянная, то вместе придумать ей имя.
Тогда кукла будет малышу ближе. Для игры с куклой необходима посуда, кукольная
мебель, которая должна быть соразмерна с куклой.
Все дети (мальчики и девочки) любя тмягкие
игрушки, изображающие различных домашних животных и зверей. Нужны ребятам,
особенно мальчикам,машины. Все игрушки для детей раннего возраста должны
быть достаточно крупными, чтобы малышу было удобно их брать
и переносить.
Полезны для детских игр наборы
строительного материала, вызывающие обычно длительный интерес, открывающие
широкий простор для ребячьей фантазии. Для малышей второго-третьего года жизни
предпочтительнее простые наборы из дерева или пластмассы, включающие небольшое
количество довольно крупных деталей разнообразной формы (кирпичики, цилиндры,
трехгранные призмы и т.д.).
Особым интересом пользуются у
ребенка игрушки-самоделки из любого подручного материала:
бумаги, картона, соломки, шишек, ракушек, поролона, пенопласта, дерева, ткани,
глины и т. д. Очень важно, чтобы дети были свидетелями рождения такой игрушки в
руках взрослого. Они с громадным удовольствием ждут момента, когда игрушка
будет готова, и радуются, получив ее. Рекомендуются детям этого возраста различные
народные игрушки(пирамидки, бочонки, матрешки).
Важно, чтобы у ребенка были игрушки,
способствующие развитию движений: мячи, скакалки, кегли, а также ведерко,
лопатка, совок, формочки.
Покупать игрушки в магазине нужно не бездумно,
что попадется под руку, а целенаправленно, учитывая потребности и желания
ребенка, необходимость пополнения набора игрушек недостающими. Какой бы
красивой ни была игрушка, следует выяснить, для какого возраста она
предназначена и подходит ли она по этой характеристике для сына или дочери.
Для покупки игрушки можно брать с собой
ребенка в том случае, если дома заранее оговорено, какая и для чего игрушка
нужна. При этом детей надо учить соизмерять свои желания с возможностями и
действительной, необходимостью покупки, объяснять им, как следует себя вести в
магазине, и уж ни в коем случае не превращать приобретение игрушки в средство
подкупа за обещание малыша быть послушным.
Малышу второго-третьего года жизни
целесообразно организовать постоянный игровой уголок, где бы он мог
играть, никому не мешая. Здесь же удобно хранить его игрушки. В уголке
размещают детский стол и стул, невысокий шкафчик, какой-нибудь стеллаж или
полку. Пол в уголке покрывают небольшим ковриком.
Игрушки лучше располагать комплектами:
куклу посадить в колясочку, машины расположить около кубиков и т. д. Необходимо
определить место для бумаги белой и цветной, картона для поделок, цветных
карандашей, красок, лоскутков, пустых пузырьков, коробочек и других вещей,
необходимых для детских игр.
Ребенка надо приучать поддерживать
порядок в своем игровом уголке: складывать и убирать на место игрушки.
С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного
обращения с игрушками, вещами.
Родителям время от времени нужно
пересматривать игрушки, удалять сломавшиеся. Игрушки, которыми ребенок не
играет, лучше временно спрятать в другом месте. Получив такую игрушку через
некоторое время обратно, малыш обрадуется ей, как новой.
Поддерживать полностью порядок в игровом
уголке ребенок сам еще не сможет. Ему нужна помощь родителей, чтобы несколько
раз в неделю вытереть пыль с полок, почистить пылесосом коврик, помыть игрушки.
Моют их в теплой мыльной воде, затем обильно споласкивают и высушивают на воздухе.
Игрушки, не подлежащие мытью, чистят щеткой после выбивания из них пыли,
периодически при сильном загрязнении сдают в химчистку.
Предоставить ребенку игрушки, место для их
хранения и игр — это еще не все. Следует показать ему, как эффективнее
использовать их, например обучить воспроизводить в игре ряд
последовательных действий: раздевать куклу, укладывать ее спать, готовить обед
и кормить им куклу, зверей, грузить кубики в машину и перевозить их.
Строительный материал будет полезен,
если научить ребенка пользоваться им. Сначала стоит разобрать с малышом каждую
деталь набора, называя ее, характеризуя размер, форму. Далее необходимо
познакомить с назначением деталей, показать, какие из них лучше подойдут для
сооружения одних частей постройки, какие для других, в каких сочетаниях
используют детали различной формы. После этого рекомендуется
продемонстрировать, как построить домик, гараж, изгородь и другие сооружения.
Дети любят играть с разнообразным природным
материалом: песком, снегом, водой. Не следует лишать их
такой возможности. Необходимо позаботиться, чтобы во дворе была песочница,
чтобы песок был чистым, периодически его менять. Для игры с песком малышу надо
дать набор игрушек: ведерки, лопатки или совочки, сито, воронки, разнообразные
формочки. Зимой, гуляя на улице, следует показать малышу, как сгребать снег
лопаткой, как его утрамбовывать, катать из него шары, лепить снеговика.
Для игры с водой целесообразно
в теплую погоду вынести во двор пластмассовую ванночку или таз, наполнить
не холодной водой (около 20°), дать ребенку игрушки (баночки, лодочки, воронки,
пузырьки, цветные камешки) и проследить, чтобы не произошло какого-либо
неприятного случая, например, чтобы ребенок сам не залез в ванночку.
Часто родители интересуются, сколько
игрушек нужно ребенку. Это зависит от его возраста, уровня развития,
интересов. Но в общем на этот вопрос можно ответить так: игрушек должно быть
ровно столько, сколько нужно ребенку для игры в данный момент. Излишек игрушек
не полезен, потому что обилие и разнообразие их утомляет, рассеивает внимание,
ребенок перестает их ценить, а недостаточное количество не позволяет развернуть
интересную игру.
Чем моложе ребенок, тем меньшее число игрушек
должно одновременно находиться в поле его зрения. В возрасте от одного до двух
лет по мере увеличения объема внимания и способности к сосредоточению число
игрушек для одновременного использования может постепенно увеличиваться. В этом
возрасте полезно предоставить ребенку возможность установить различие между
предметами. Хорошо, если у него есть две одинаковые игрушки, различающиеся
цветом или размером.
Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и
сосредоточенно играть, его следует этому учить. Нельзя думать, что множество
игрушек вокруг ребенка — залог его занятости игрой. Он просто не всегда знает,
как ими действовать. Играя с малышом, родители исподволь руководят его
развитием. Показывая примеры действия с игрушкой, они обогащают опыт ребенка.
Но это не значит, что нужно все время заниматься с ребенком. Действия родителей
не должны подавлять активность детей, иначе они привыкнут к тому, чтобы их
всегда занимали игрой, и будут отказываться играть в одиночку.